Советы по эффективному подманиванию уток


 By John M. Taylor

 

Я был знаком с гидом по индейкам, который утверждал, что знает, как будут вести себя птицы, однако он совершил одну и ту же ошибку в последующие два утра. Зачастую охотники на водоплавающих птиц так же упрямы и имеют такое же ограниченное видение. Дикие утки не будут реагировать как по книжке: их поведение меняется день ото дня, час от часу и даже от минуты к минуте в зависимости от погоды, состояния голода или настроения. Подстраивая свое подманивание под их настроение в данный момент, будучи гибким и используя имеющиеся уловки, мы можем стать еще более успешными охотниками. Чтобы помочь вам стать мастером подманивания, я собрал несколько полезных советов, которые должны вам в этом посодействовать или, по крайней мере, показать новый путь развития.

 

В зоне

Когда утки появляются в поле зрения, есть три зоны: входная зона (налёт), рабочая зона и выходная зона (отлёт). Если вы не заинтересуете птиц, когда они появляются во входной зоне (разве только у вас не какое-то особенное местоположение), вы уже можете с таким же успехом не манить. Грег Худ, изготовитель манков из Миссисипи, говорит: «Когда утки в небе, они могут видеть не только чучела уток и слышать ваше подманивание, но и наблюдать все остальное, что находится в пределах их видимости. Если вы не сможете их заинтересовать и удержать интерес, они могут обратить внимание на другие участки озера или реки и, возможно, увидеть что-то, что заинтересует их больше. Эти места вполне могут и не быть лучше вашего, но поскольку вы не смогли их заинтересовать, они будут продолжать искать, и, возможно, за пределами, того места, которое изначально показалось им подходящим». Так что смотрите в оба, будьте наблюдательны, и как только увидите птиц, начинайте их подманивать и старайтесь удерживать их заинтересованность, пока они не обратят внимания на утиные чучела.

 

Будьте настойчивы

Не сдавайтесь раньше времени. «Замечали ли вы, что  утки, находящиеся в голове косяка, продолжают лететь, в то время как птицы в хвосте стаи отделяются от нее, заинтересовавшись чучелами?», - риторически спрашивает Худ. «Очень часто ведущие птицы будут заинтересованы какой-то целью вдали, а замыкающие стаю решат приземлиться к чучелам», - говорит Худ. В отличие от гусей, у уток нет такой четкой структурированности, и те, что покидают стаю, не обязаны возвращаться в линию, как гуси. Если целая стая пролетает мимо вас, нет никакой необходимости перетруждать легкие, пытаясь подманить, однако рано сдаваться тоже не стоит.

 

Звучите реалистично

Слушайте уток. Понаблюдайте, как звучит самка кряквы - самая голосистая из всех уток – когда она сидит на болоте или у реки на рассвете. Она не распространяется на двадцатинотый хайбол, а издает четырех- или пятинотный радостный возглас. Когда вы наблюдаете за утками на расстоянии, есть смысл начать их манить. Они далеко, и поэтому, возможно, смогут услышать только фрагменты вашего зова. Однако когда они будут ближе, старайтесь звучать как можно реалистичней, удерживайте структуру призыва краткой, из четырех или пяти кряков. Другими словами звучите как та утка. Если птицы начинают улетать, маните более настойчиво и страстно, но при этом оставаясь реалистичным.

 

Разделяйте ноты

Делайте ноты разделенными. Очень часто я слышу охотников, имитирующих смеющегося «осла». Когда утки крякают, они используют отчетливые звуки. Они могут немного сливаться друг с другом, но по правде говоря, разделенные ноты звучат более реалистично с того расстояния, где находятся утки. Морис Изон - один из лучших манильщиков уток я когда-либо слышал – подманивает в манере, которая при ближайшем рассмотрении, кажется, противоречит стилю всех победителей чемпионатов по подманиванию. За исключением его кормового призыва, все остальные имеют разделенные ноты. Изон называет это «острое подманивание», и это справедливо. Смысл в том, что слегка отделяя ноты друг от друга, вы будете звучать довольно реалистично для места, где находятся утки. Это не значит, что ваше кряканье должно напоминать барабанный бой, но каждая последующая нота должна быть слегка отделена от предыдущей, нежели быть слитой с ней, хотя последнее и может показаться привлекательным для судей на соревнованиях, но не для уток.

 

Правильный звук в правильное время

Используйте доверительные призывы: кормовую болтовню и квохтанье. Особое внимание всегда уделялось разучиванию кормовой болтовни. Это обязательный пункт для участника соревнований, но менее необходимый для охотника. На самом деле так называемая кормовая болтовня, не имеет ничего общего с кормящимися утками. Когда вы слушаете радостно болтающую стаю птиц на воде, вам может показаться, что это немного похоже на этот призыв, но в реальности только летящие и кружащие кряквы издают ту самую болтовню. Я полагаю, что как и гуси, издающие двойное квохтанье, болтающие утки во время полета, похожим образом призывают своих собратьев по стае приземлиться. Болтовня – это доверительный  призыв, и используя его, кода утки кружатся близко, там где они могут его услышать, вы можете существенно повлиять на ситуацию, заставив их думать, что какая-то утка из их стаи говорит: «Ребята, давайте приземлимся».

Болтовню лучше всего делать, используя согласную «д», нежели часто советуемую «т». Используя звуки «дуга, дуга, дуга» с небольшим рыком или хрипотцой для передачи кормовой болтовни, вы будете звучать более реалистично на том расстоянии, где находятся утки. Не получается кормовая болтовня? Научитесь издавать звук «так- а, так-а, так-а» с ударением на вторую «а», или даже лучше использовать звук «как, как, как», который в результате дает отличное квохтанье. В любом случае это практически так же хорошо может справиться с посадкой осторожной стаи, как и кормовая болтовня, вдобавок этому легче научиться. В некоторые дни это может сработать намного лучше самой кормовой болтовни или когда смешано с ней. Имея оба варианта в вашем багаже – вы готовы.

 

Маните одной рукой

Научитесь подманивать одной рукой. Очень часто, можно наблюдать, как манящие прикладывают обе руки к горну, особенно когда издают кормовой призыв. Приглушенная и поддельная по своей сути кормовая болтовня нуждается в очень малой модуляции руками. В основном, подманивающие, издавая призывы, излишне работают руками. Манок нужно держать крепко, отверстие горна не должно быть полностью раскрытым, руки должны быть использованы в качестве рупора, чтобы направлять звук, не допуская большого звукопоглощения.


Практика оттачивает мастерство

Нет другого способа стать первоклассным манильщиком, кроме как тренироваться. Подманивание уток на манке, как езда на велосипеде, однажды научившись, вы уже никогда не забудете. Однако если вы заскочите на велосипед после двадцатилетнего перерыва, вполне вероятно, что езда не получится плавной; точно так же если вы все лето не тренировались, то неизбежно столкнетесь с последствием бездействия. Еще хуже: думать, что скрадок - место для практики. Это не так! Тренируйтесь дома, во дворе дома или в скрадке но до начала сезона. Раньше рекомендовалось практиковаться во время поездок на машине с работы домой, но в реалиях сегодняшнего эгоистичного общества, где все является нормой, кроме осмотрительной езды; лучше всего найти место и практиковаться там, где внимание будет полностью сосредоточено на работе с манком, а не разделено между практикой и вождением автомобиля. Совет, который поможет в практике, это прикрыть одно ухо незадействованной рукой. Это научит вас манить одной рукой и, что более важно, позволит вам лучше себя слышать. По какой бы то ни было акустической причине, закрывая одно ухо, вы будете слышать четче свою игру на манке, и вы реально услышите, какие звуки выходят с другой стороны манка. Чемпион по подманиванию, изготовитель манков Майк «Большой парень» Келлер говорит, что лучшее обучающее средство – это записывать свои тренировки, а затем их прослушивать. Он также добавляет, что большинство манильщиков, которые обращаются к нему за помощью в игре на манке, слишком сильно защемляют (сдавливают, сжимают) воздух. «Они защемляют воздух губами, так что звук получается высоким и непохожим на утку. Когда у меня получается научить их делать это более открыто, тогда звук чрезвычайно раскрывается и звучит прекрасно», - говорит Келлер.

 

Уход за утиным манком

Содержите манок в первоклассной форме. Держите его чистым и следите, чтобы пробка плотно находилась в манке. В большинстве манков стиля Арканзас используется кусок пробки, чтобы плотно закрепить язычок к тональной доске (резонатору). От постоянных попеременных увлажнений и сушки, эти пробки быстро сжимаются и в таком состоянии уже не держат плотно язычок. Морис Изон говорит, что меняет язычок и пробку на своем Old D-2 O.S. раз в каждые два, в крайнем случае, три дня. Некоторые язычки более долговечны, чем другие, и большинство современных язычков из майлара продержатся сезон или два, однако пробки - нет. Некоторые производители манков сейчас используют резину, неопрен или  пропитанную неопреном пробку, и эти уже не сжимаются так быстро как натуральная пробка. (Прим. А. Кетнера: Кроме ослабления, пробки могут со временем «продавливать» язычок, из-за чего звучание манка изменяется. За этим тоже необходимо следить.)

Помимо контроля за плотной посадкой язычка, держите манок чистым. Часто промывайте его в прохладной или холодной воде со стороны горна или мундштука. Время от времени разбирайте его, вынимайте язычок и пробку, все тщательно чистите и заново собирайте, уделяя особое внимание постановке язычка, так чтобы не скрутить и не повредить его. Если вам нужны дополнительные язычки и пробки, обратитесь к изготовителю. Они предоставят вам их по небольшой цене или вообще бесплатно.

 

Конкурсное подманивание против подманивания в поле

Посетите соревнования по подманиванию, послушайте финалистов и попытайтесь сымитировать их звук. Однако имейте в виду, что игра на манке на соревновании по своей сути не относится напрямую к охоте. Участники соревнований обязаны выполнять установленные порядком призывы, а отклонение грозит немедленным провалом, поскольку чтобы успешно манить на мировом чемпионате в Статгарте, штат Арканзас, участники должны использовать только определенную последовательность действий. Когда охотитесь на уток, может произойти все что угодно, и, вероятно, один из самых больших недостатков конкурсного подманивания – это то, что манильщики застревают в конкурсной программе и пытаются подстроить ситуацию под нее, чем подстроить подманивание под ситуацию. Пожалуй, ни один аспект охоты на водоплавающих птиц не испытывал такой подъем в уровне мастерства, как подманивание, и наибольший вклад в этот потрясающий подъем можно приписать непосредственно соревнованиям, поэтому я их не критикую, но подманивание должно соответствовать ситуации, а не ситуация подманиванию.

 

Пользуйтесь разными манками

И последний момент:  все, что относится к утиному подманиванию, - изменчиво, и должно быть использовано со здравым смыслом.  Помните: универсальность – залог успеха. Манильщики должны иметь разнообразный репертуар призывов, все с разными звуками. Конечно, вы будете звучать примерно одинаково на любом манке, который выберете, но различия в звуке все-таки будут. Акрил – самый распространенный маночный материал, используемый на сегодняшний день. Он стабилен, не изменяется в размере, и, как правило, выдерживает неделикатное обращение. Деревянные же манки имеют более мягкий, нежный звук; хотя легендарный производитель манков Бутч Риченбэк (Butch Richenback) с этим может поспорить. Когда я хотел, чтобы он продублировал великолепный старый деревянный манок Чик Мэйджор (Chick Major), он сказал: «Это не имеет значения. Я могу заставить манок звучать как угодно». И затем он приступил к изготовлению акрилового манка, который оказался точь-в-точь как Мэйджор. Все же, за исключением постоянной охоты на одной и той же территории, необходимо иметь некоторое разнообразие манков. Минимум: громкий, в стиле охоты на открытом (водном) пространстве (open-water-style) манок, резонирующий звук, должен быть в паре с более мягким, в стиле охоты в лесу (timber-style) манком для работы на близком расстоянии, охоты на запруженной территории или какой-либо другой ситуации работы вблизи. И по меньшей мере еще нужно иметь запасной манок. Он не обязан быть трехсотдолларовым каким-то особенным манком для соревнований, но должен быть надежной поддержкой на случай, если что-то случится с язычком или что-либо еще с вашим основным манком.  

Что касается звука, манки могут быть очень звенящими, и все конкурсные манки попадают в эту группу, в то время как охотничьи зачастую имеют тенденцию звучать грубее. На соревнованиях экстремальный размах по высоте и в громкости важен, чтобы произвести впечатление на судей возможностями конкурсанта, но на охоте грубоватые, с утиными звуками манки звучат лучше всего и намного натуральней.

С хорошим репертуаром звуков,  знанием как птицы реагируют на подманивание, полным набором манков с различными звуками и чучелами -  сегодняшний охотник на уток имеет все шансы, чтобы подманить птиц близко. А это настоящее искусство утиной охоты.

 

 

Двух- и одноязычковые манки

При выборе манка современный охотник на уток сталкивается с умопомрачительным количеством манков, выполненных из синтетики или дерева, с одним и двумя язычками. Деревянные манки, как правило, мягче по звуку (тону), и поскольку дерево впитывает влагу, они могут изменить высоту из-за сжатия и расширения. Синтетические манки, сделанные в основном из акриловой смолы, не изменяются в размере и, как правило, громче, хотя это не всегда может быть так.

Самая большая сложность: выбрать манок с одним или двумя язычками. Одноязычковые манки традиционны и пользуются эксклюзивным выбором участников соревнований по подманиванию. Охотники же часто находят двухязычковые маноки более привлекательными, поскольку их звук, как правило, более дребезжащий, что звучит более похоже на звук самки кряквы.  Самая большая ошибка – думать, что двухязычковый манок сможет компенсировать неправильный стиль подманивания. В любом случае: одноязычковый ли это манок или двухязычковый, вам все равно придется манить правильно, или иначе это будет звучать как дешевая дуделка с вечеринки накануне Нового Года. Лучший совет: попробовать оба варианта, и определить, какой более выигрышно подчеркивает ваш стиль подманивания. А еще лучше иметь оба варианта на шее, поскольку, вы сможете, хоть и мягко,  менять звучание, чтобы подстроиться к условиям и уткам.

 

Оригинал статьи